Expand Cut Tags

No cut tags
danielzorin: (Квадрат)
[personal profile] danielzorin
Это - вторая часть обзора Индии, который мне пришлось разбить надвое из-за ограничения на длину поста в ЖЖ. Тут будет про еду, интернет, достопримечательности, общие впечатления и финансовые итоги.



Еда
Это мое главное разочарование в Индии. Я думал, будет очень хорошо, как в Китае или Таиланде, а оказалось весьма посредственно.
Индийская кухня очень однообразна. Вроде бы Индия большая, там много разных народов и языков, но в реальности их еда ничем не отличается, никакого сравнения с Китаем, где кухня разных провинций ощутимо отличается. Ресторан может иногда даже называться "Панджабским" или "Хайдерабадским", но меню везде будет одно и то же, все 40-50 индийских блюд я могу перечислить с закрытыми глазами. Забавно, что на севере в меню будет раздел "South Indian" (именно так, не Карнатака/Керала/Тамилнаду, а сразу вся южная Индия), в котором обычно находятся лепешки "доса", а в самой южной Индии они будут вместе со всем остальным, вот и все различие. Вот вам типичное меню.



Этот ресторан находится в Мумбаи посреди трущобы Дхарави, так что цены в нем немного ниже средних. Тут представлен максиму блюд: около 20 блюд из курицы, столько же из баранины (Mutton), и еще штук 20 вегетарианских, причем многие из них отличаются только заменой курицы на баранину или на сыр (Paneer) в вегетарианском варианте. Отдельным пунктом идут "тандури" - курица на гриле, и "бирьяни" - блюдо из риса, напоминающее островатый плов. На второй странице "китайские" блюда, которые на реальные китайские блюда похожу чуть менее, чем никак, но бывают весьма неплохи, особенно я котирую Chicken Machurian и Hakka noodles. Тут еще не хватает раздела "тхали" - это такой комбо-обед из небольших порций нескольких блюд.


Свинину и говядину в ресторанах найти практически невозможно, хотя само мясо в соответствующих этнических районах продается. Говядина, кстати, сама по себе не запрещена, запрещено убивать коров, но только в части штатов на севере и западе. В центральных и южных штатах можно убивать быков, но не коров. В Керале и штатах северо-востока можно все.
В прибрежных городах в меню появляются рыба и креветки. В городах в глубине страны их не бывает.
С едой есть несколько проблем. Во-первых, ресторанов мало. Очень мало. Вот пример: дорога от моей гостиницы в Мумбаи до ресторана Chinese n' Grill (кстати, годное место, цены несколько выше среднего, но оно того стоит). 800 метров - не 10 минут, а скорее 15, потому что нужно протискиваться через толпу и уворачиваться от мотоциклов, а ближе ничего просто нет (один только есть, но он вегетарианский). Это самый центр Мумбаи, в менее плотных городах бывало, что я целый час искал, где бы поесть.

Во-вторых, значительная часть ресторанов вегетарианские, и чем в большей дыре вы находитесь, тем значительнее эта часть. Скажем, в Гоа мясо есть почти в любом заведении, а в маленьком городе Вапи я в центре нашел только одно заведение, где мог поесть что-то кроме овощей (хотя вегетарианских там тоже было штуки три всего). Вегетарианская еда по большей части невкусная и однообразная втройне, ведь там будет всего 20 блюд. И если вы думаете, что вегетарианская еда - это салаты их свежих огурчиков с помидорчиками и листьями салата, то я вас разочарую. В Индии вегетарианские блюда состоят в основном из всяких пресных бобов, гороха и прочих вещей, которые есть в больших количествах как-то не очень. Даже картошка не всегда есть. И яйца, кстати говоря, в вегетарианскую диету тут не входят, хотя веганской в западном смысле слова ее назвать нельзя, ведь есть молоко и сыр. В общем, если первый месяц я уплетал вегетарианские "тхали", то к концу третьего от одного слова "вегетарианство" меня трясет.

В-третьих, еда не всегда вкусная. В Таиланде и Китае мне ни разу не попадалось место, где готовили бы плохо и невкусно. В Индии же полно мест уровня советских столовых. Как правило, все заведения нижнего ценового диапазона ужасны, при том что разница между "нижним" и "средним" по цене небольшая. Например, вегетарианское тхали в самом дешевом заведении можно найти за 50-60 рупий ($1), а в среднем оно будет стоить около 120 ($2), но при этом за 50 в вашем тхали будет два-три блюда вместо шести, они будут невкусными и сильно разведенными водой, содержимого вообще будет около нуля, вроде одного кусочка картошки, плавающего в соусе. Только риса вам наложат столько же, как за 120.
Пример обеда из самого нижнего ценового диапазона: в этом заведении даже меню нет, только один вот такой вариант поесть, стоит 60 рупий. Годится только на то, чтобы набить живот рисом с минимальным количество овощей. Люди из России, не привыкшие к острой пище, сказали бы что это еще и слишком остро. Кстати, это предполагается есть руками, хотя есть рис руками мягко говоря неудобно. Хорошо, что у меня с собой была ложка.

Ближе к концу меня так достали все эти соусы и долгие поиски ресторанов, что я стал постоянно ходить в "Макдональдс" и "Бургер Кинг", когда была такая возможность. Вообще эти заведения в Индии дороже российских аналогов. Индийский Макдак весьма плох. Там нет говядины, вместо нее только курица или вегетарианские суррогаты. Куриные котлеты невкусные. Аналог Биг-Мака называется "Махараджа Мак", стоит около 3 долларов (в России Биг-Мак стоит $2, в Малайзии $2.5 с почти бесплатной картошкой и колой), при этом там столько острого перца, что даже я не смог есть, пришлось выковырять весь перец из бургера, чего со мной никогда в жизни не случалось. В Макдаке я обычно брал самый дешевый бургер с яйцом Mac Egg, который стоит около 30 рупий (на табло написано 25, но там еще около 20% налога добавляется). "Бургер Кинг" дешевле Макдака и гораздо вкуснее, ближе к аналогам в других странах в плане вкуса. Максимальное комбо с куриным воппером стоит 258 рупий (комбо с Махараджа Маком - 310), есть еще воппер с бараниной рупий на 30 подороже. За 164 рупии можно взять максимальнок комбо с маленьким куринцм бургером. К сожалению, сеть "Бургер Кинга" сильно меньше, чем у Макдональдса. KFC в Индии стоит дорого и очень невкусно - ничего общего с классическим вкусом KFC, а просто очень острая курица.

Пару слов о чистоте и отравлениях. Я дважды за 82 дня отравился ощутимо: в первый раз даже один день пришлось провести в постели, во второй я только выпил таблеток угля и фталазола. Не думаю, что дело в еде: мы с Аленой всегда ели вместе, а отравления у нас были в разные дни. Скорее, проблема в отсутствии у меня привычки маниакально мыть руки: я их мою только в туалете и перед едой в ресторане (и то, если там есть рукомойник), а, скажем, если на ходу хочу съесть пару печенек, то тут я никогда не заморачиваюсь. В нормальной стране этого достаточно: как бы после туалета ты руки помыл, и после этого они более-менее чистые, прикоснувшись в дверной ручке или поручню эскалатора, не зашкваришься. В Индии, как видите, раз в месяц можно и зашквариться.

Теперь про еду в магазинах. С этим все очень и очень плохо. Ясное дело, что в какой-нибудь камбоджийской деревне не будет больших супермаркетов, но как-то странно, когда в городе с населением 10 миллионов наберется штук пять. В Питере в радиусе пяти минут ходьбы пешком от моего дома было пять супермаркетов, в каждом из которых, несмотря на небольшую площадь торговых залов (две-три комнаты) выбор товаров был в несколько раз больше, чем в индийских "гипермаркетах", напоминающих советские магазины с фотографий 1991 года, где длинные полки заставлены в один слой рядом одного и того же товара. Единственный супермаркет с нормальным выбором товаров по нашим меркам - это немецкая сеть Spar, есть всего в 7 городах. В частности, в Дели их всего 4 на 20 миллионов населения, в Ченнаи - один на 7 миллионов. Представляете, в Москве будет четыре магазина на весь город, а весь остальной шоппинг - только в ларьках у метро? Welcome to India!
Из снеков я постоянно покупал газировку Limca (35-40 рупий за 600 мл), арахис (5-10 рупий), несколько видов печенья (20-30 рупий), чипсы (10-20 рупий за маленькую пачку). Лапша быстрого приготовления в Индии называется Maggi, стоит 12 рупий, более-менее распространен только один бренд по сути. Иметь пару пакетов в заначке - хорошая идея, потому что если вы приедете в новый город после 9-10 вечера, все будет закрыто, найти иную еду не получится.
На упаковках всех фабричных товаров указана цена, но в мелких точках ее могут округлять до ближайшего десятка из-за вечного отсутствия сдачи.
С фруктами в Индии голяк. Экзотических никаких нет. Есть яблоки, которые стоят раза в три дороже, чем в России (от 150 рупий кило); мелкие кислые невкусные манго; неплохие гранаты (80-100 рупий кило), которые я в основном и ел; бананы (3-5 рупий штука).


Интернет
В Индии Wi-Fi ТОЛЬКО по паспорту. В России все клали на этот закон, а в Индии не попляшешь. В гостиницу селят только по паспорту, соответственно, там вам просто дадут пароль, как обычно. В аэропортах, на вокзалах, в Макдональдсах обязательно нужно будет ввести SMS-пароль, а для этого, скорее всего, нужна местная симка (хотя в аэропорту Дели прокатывают российские номера тоже).
Чтобы купить SIM-карту, нужно иметь при себе фотографию 3 на 4 и заполнить анкету. Сначал симка даже не видит сеть, через некоторое время (до суток) она подключится, но чтобы заработал интернет, нужно позвонить по специальному короткому номеру и отвечать на вопросы робота, который спросит дату рождения и последние цифры номера паспорта. С одной из симок у меня что-то напутали, пришлось переключаться на живого оператора, но в итоге все заработало. Сомневаюсь, что в глухой провинции знают, как правильно продавать симки иностранцам, так что лучше этот вопрос решить в Дели/Мумбаи, но не в аэропорту, потому что в аэропорту цена тупо задрана в пять раз (мне сказали 1 гигабайт за 1200 рупий, хотя он стоит 179 + сама симка немного).
Сама симка стоит 50-100 рупий. Тарифов просто море, операторов тоже штук 6-7, некоторые из них в процессе объединения. Раньше еще каждый оператор работал только в части штатов, причем получалось, что в каждом конкретном штате 3-4 оператора из 6, и всегда разных. Сейчас вроде бы все упрощается, у главных операторов роуминг внутри страны де-факто отменен. Я пользовался двумя симками крупных операторов: Airtel (первый) и Vodafone (то ли второй, то ли третий). Интернет работал во всех регионах по одним и тем же тарифам домашнего региона (насколько я знаю, только в Кашмире не будет работать). У меня домашний регион был Дели, потому что там я купил эти карты. По идее, в Дели цены выше, так что если купить в Агре, которая в самом нищем штате Уттар-Прадеш, должно быть немного дешевле. Но вообще тарифы на интернет весьма божеские. У Airtel я брал по классике 1 гигабайт на 28 дней за 179 рупий. Этого оператора я рекомендую. Vodafone хуже - хуже ловится сеть, дороже (1 гигабайт больше 250 рупий), еще и странное разделение на 3G и 4G, на части тарифов половина трафика только 4G, если ваш телефон его не поддерживает, у вас этой половины не будет.
Пополнить счет можно в любом ларьке, на котором висят логотипы мобильных операторов или продают телефоны. Если кладете 100 рупий, на счет приходит чуть больше 80 из-за налога (1 июля 2017 в Индии прошла масштабная налоговая реформа, был введен единый налог с продаж вместо множества старых налогов типа НДС, из-за этого все немного подорожало).

Общие впечатления
Про Индию много негативных отзывов из серии "Как шокируют кучи мусора на улицах", вероятно, потому что туда нередко приезжают люди, ранее не бывавшие в подобных местах, а на контрасте с Европой Индия выглядит шокирующе. Я же напротив, первые дни удивлялся, какая это обычная страна. Ну в Мьянме на улицах грязнее, трущобы на Филиппинах круче, не говоря уже про Гаити. Насколько мало в Индии необычного колорита, только коровы по улицам ходят, а что-то еще оригинальное найти очень сложно, не то, что в Янгоне (почитайте мой рассказ). Я бы сравнил путешествие по Индии с путешествием по маленьким провинциальным промышленным полузаброшенным городам России с населением 10-20 тысяч человек: красота городских пейзажей и спектр развлечений примерно на одном уровне.

Но все же кое-чему меня Индия в итоге научила. Вот в Швецию или Францию можно ездить, чтобы посмотреть, как правильно обустроить жизнь, чтобы было комфортно и уютно. А Индия - это Швеция наоборот, полное собрание примеров того, как жить нельзя. Вы можете возразить: "Так в Бангладеш то же самое!". На это я отвечу, что, во-первых, не совсем то же самое, а во-вторых, с Бангладеш, Восточного Тимора, Гаити и прочих жоп мира спрос небольшой: это маленькие страны без полезных ресурсов на краю света, а Индия вроде как вторая страна мира по населению и усиленно претендует на статус одной из мировых держав, это другая весовая категория.
Давайте кратенько по основным тезисам.
Э - эффективность. Кто работает в сфере IT, слышал много анекдотов про индийских программистов. Смею вас заверить, это все неспроста. Организация бизнес-процессов тут на высоте. Поезда опаздывают на часы, в почете длинные анкеты с бессмысленными вопросами, по приколу строят метро в промзоне, сажают операторов к автоматам, долго можно перечислять весь абсурд.
К - комфорт. У индийцев очень маленькая зона комфорта, даже меньше, чем у россиян и американцев. Для индийца все, что за порогом дома - не просто чужое, а чуть ли не вражеское, там можно кидать мусор и ссать на стены. Даже люди побогаче не считают зазорным выкинуть фантик в окно поезда или машины. По этой же причине в кошмарном состоянии культурное наследие: если это не памятник государственного значения, который огорожен забором и платным входом, то ничего не реставрируют, не пытаются сохранить красоту.
Р - работоспособность. Пока в Индонезии рабочий день начинается чуть ли не в шесть утра, в Индии даже Макдональдсы открываются в 10-11. Закрывается все тоже рано, после 9 города вымирают. Дармоедов-охранников и штампователей бумажек в два раза больше, чем даже в России. Скорость работы в Индии тоже фантастическая: только тут умудрились больше 40 минут в пустом ресторане готовить заказ из яичницы и нарезанных помидоров.
Центр десятимиллионного города, по улице гонят стадо коз

П - паранойя. В Индии чиновникам и правителям под каждым плинтусом мерещатся террористы. Помимо стандартных пакистанцев, которые хотят забрать штат Кашмир, есть и всякие другие маргинальные группы. Индиру Ганди убили сикхи, Раджива Ганди спустя несколько лет - тамилы-борцы за свободу Шри-Ланки. Чем дальше в лес, тем больше паранойя, с 1990-х годов журналистика в стране фактически под запретом, даже деятельность правительства освещается очень скупо. Быть журналистом в Индии - все равно, что геем в России. Процветает камерофобия, которая принимает порой просто абсурдные масштабы, например, может быть запрещено фотографировать в обычном городском парке. И да, в Индии тоже сажают за лайки и репосты.
У - уныние. Выше я сравнил Индию с глухой российской провинцией. Чем развлекаются у нас в таких местах? Водкой. В Индии, кстати, эта проблема тоже стоит очень остро, там тоже мужья-алкаши массово бьют жен (а иногда и кислотой обливают, потому что в Индии кислота продается везде, как чистящее средство). Развлечения из серии погулять в парке, сходить в ресторан, потусить в клубе или пойти в театр в Индии если и есть в самых больших городах, то в абсолютно мизерных количествах. Жизнь подавляющего большинства людей беспросветна и состоит из церкви и веществ: кат для самых бедных (половина продуктовых ларьков продает только кат) и алкоголь для людей чуть-чуть побогаче. Индия - страна, где люди не улыбаются, такой концентрации хмурых мрачных лиц я не встречал больше нигде.

Вы скажете: "Шанти! Это все можно пережить". Конечно, я же три месяца прожил, и даже не перестал получать удовольствие от посещения красивых мест, о которых речь пойдет в следующем разделе. Но чтобы терпеть все эти недостатки, должно быть то, ради чего терпеть, да? В индийских городах не хочется задержаться ни на минуту дольше, чем нужно для осмотра основных достопримечательностей. Только в два места я готов приехать снова без натяжки: Мумбаи и Гоа, хотя конкуренцию с Бангкоком или Куала-Лумпуром они тоже проигрывают.


Достопримечательности
Дели - столица, несимпатичный город, в котором, однако, осталось немало памятников разных эпох. Удобно ездить на метро.
Амритсар - единственно место в Индии, где есть пешеходная туристическая улица, как в Европе. Кроме нее и храма сикхов больше смотреть особо нечего. Можно съездить к пакистанской границе на шоу.
Дхарамсала - деревня в горах, где живет в изгнании Далай-Лама. Приятно провести пару дней в прохладном климате.
Шимла - город с красивыми панорамными видами, вблизи не столько приятный. Дорогое жилье. Тут одна из старых горных железных дорог-узкоколеек, альтернатива Дарджилингу.

Чандигарх - типичный советский город с широкими проспектами и коммиблоками.
Агра - Тадж-Махал, много трущоб. Любопытный городок Фатехпур-Сикри километрах в 30 на запад.
Кхаджурахо - весьма колоритное село со знаменитыми храмами, украшенными эротической скульптурой. Годное место.

Варанаси - уродливейшая дыра, где на каждом углу пытаются толкнуть тяжелые наркотики.
Гая - там рядом Будда дошел до просветления. Можно посмотреть на буддийские храмы в стилистике разных стран.
Пури - город с убогим пляжем. Курортом назвать сложно, скорее дырой у моря.
Калькутта - один из самы интересных городов Индии. Построен англичанами, поэтому выглядит как город, а не большая деревня. Много колониальной архитектуры. Много одлового колорита типа людей с печатными машинками на улицах. Много кричащей бедности.
Кочин - неплохой город с остатками колониального наследия.
Гоа - самое приятное место в Индии. Огромное количество португальской архитектуры по всему штату, Старый Гоа с церквями, крепости, зеленые холмы. Довольно чисто. Много ресторанов с хорошей едой. Комфортные гостиницы (дороже, чем в остальной Индии, правда). Как пляжный курорт - полный ноль уровня Крыма с такой же плотностью людей.

Мумбаи - крутой город. Пафосная колониальная архитектура, но в состоянии куда лучше, чем в Калькутте. Цивилизованно выглядящий центр. Единственной место в Индии с нормальным шоппингом мирового уровня. Знаменитые трущобы.

Тируванантапурам - средних размеров деревня.
Каньякумари - самая южная точка Индии. Похож на курорт в Абхазии, который забросили лет 30 назад.
Мадурай - вроде как самый старый город в Индии, но по сути тут только один большой знаменитый храм.

Тиручираппалли - был проездом, обнаружил симпатичный храм на огромной скале.
Пондишери - французская колония. Осталось куда меньше, чем в португальских колониях, но тоже неплохо.
Ченнаи - большой город средней паршивости. Есть несколько любопытных мест.
Бангалор - самый цивилизованный город практически наравне с Мумбаи. Тут находятся офисы IT-компаний.
Хайдерабад - классный форт Голконда, немного мусульманской архитектуры.

Аурангабад - пещерные храмы Эллоры, могила императора Акбара, шикарный форт в Даулатабаде, копия Тадж-Махала. Отличная концентрация интересных мест для маленького города.

Даман - малоизвестная португальская колония. Два форта, немало старой архитектуры, причем не такой как в Гоа.

Силвасса - еще менее известная португальская колония рядом с Даманом. Почти ничего не сохранилось.
Ахмадабад - неожиданно интересный город с красивыми двориками и переулками. Наверное, самый красивый из "чисто индийских" городов (построенных не иностранцами). Очень грязно, однако.

Джоджпур - город не менее симпатичный с точки зрения архитектуры, чем Ахмадабад. И не менее грязный. Тут еще огромный фотогеничный замок на холме.

Пушкар - городок на полдня вокруг озера, где почему-то любят тусить хиппи. Полностью запрещены мясо и алкоголь.
Джайпур - крутые форты и дворцы, посредственный город, хотя и с розовыми зданиями.

Итоги
В целом Индия довольно дешевая страна, не в последнюю очередь потому, что деньги потратить особо некуда - ни на еду, ни на развлечения. Вдвоем получается обычно около $30 в день, один я легко уложился в $20 даже с огромными переездами. В Гоа и Мумбаи дороже выходило из-за дорогого жилья.




Еще разок туда поехать? Лет через 10, может, что-то изменится. Пока я лучше съезжу в Китай, там все меняется каждый год.

Date: 2017-08-11 12:44 pm (UTC)
From: [identity profile] sindzidaisya.livejournal.com
Все правильно написано. Еще от себя добавлю - мы месяц путешествовали по Индии, жили в Дели, разных местах в Гималаях (нижних), и в Харидваре и Ришикеше - что и в Дели есть очень цивилизованные места, например, правительственная зона в нью-Дели, или разные ТЦ - прямо Европа. Соответственно, смердов внутрь не упскают. Вообще сильное расслоение, средний класс живет как в Европе, и районы их застройки, даже в Дели, отделены от трущоб, там даже охрана на вьезде, следят, чтобы смерды не проходили. В Гималаях, города типа курортных Алморы, Дерадуна, особенно Найнитала супер, как Восточная Европа, чистота, порядок, хотя и небогато. Но в целом нищая, унылая и депрессивная страна. ИМХО, очень на любителя, если выезжать за пределы Гоа.

Date: 2017-08-11 01:45 pm (UTC)
From: [identity profile] juan.livejournal.com
Даже лучшие районы Дели я бы не поставил рядом с Европой. Торговые центры там большей частью устарели на уровне 1980-1990-х годов. Прямо за воротами ЖК начинаются разбитые дороги, как везде. В правительственной зоне просто широкие бульвары, по которым никто не ходит, кроме охранников, потому что там либо огромные виллы на одну семью, либо резиденции чиновников.

Date: 2017-08-11 01:48 pm (UTC)
From: [identity profile] sindzidaisya.livejournal.com
Ну, за городом очень приличные районы. Где только чистая публика. Но в окружении разрухи и грязищи, конечно.
From: [identity profile] livejournal.livejournal.com
Пользователь [livejournal.com profile] valery_3 сослался на вашу запись в своей записи «Индия - страна безысходности и уныния. Часть II (http://valery-3.livejournal.com/4664352.html)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Индия - страна безысходности и уныния. Часть II [...]

Date: 2017-08-11 03:08 pm (UTC)
From: [identity profile] evolutionnow.livejournal.com
спасибо
очень интересно было прочитать. поучительно.
я вот всё думал как-нить в индию съездить. сейчас передумал. ну по крайней мере в далеком будущем. до этого есть весь остальной мир, который хочется посетить.

Date: 2017-08-11 04:54 pm (UTC)
From: [identity profile] giallalinea.livejournal.com
На недельку можно, для разнообразия. И вообще, кому-то жутко нравится, кому-то жутко, как автору или мне, нет, но равнодушным, наверное, не оставляет.

Date: 2017-08-11 05:56 pm (UTC)
From: [identity profile] evolutionnow.livejournal.com
Да, мнения разные.
У меня была одна коллега, которая помешана на Индии. В ашрамы всякие ездила.
А я вот не знаю. Я просто очень люблю чистоту и гигиену, поэтому я вот как-то колеблюсь.

Date: 2017-08-11 03:17 pm (UTC)
From: [identity profile] nguryev.livejournal.com
Симки по паспорту, но можно купить и без. Мы купили у гида без паспорта, регистрации и смс. Чуть дороже, но беспроблемность того стоила. Вайфай на телефонный номер регистрируется, но нам был по фиг, "я ж не Коля" (с).
Под конец мы тоже питались в русском кафе на Гоа.

Date: 2017-08-11 03:47 pm (UTC)
From: [identity profile] northern-wind.livejournal.com
У меня осталось совершенно противоположное впечатление от еды, кстати (вообще если есть в Индии что-то однозначно хорошее, то это еда).

Есть самый базовый набор (карри-бирияни-дал-пять видов лепешек) и всегда есть местное, по которому безнадежно скучаешь, выехав из мест его приготовления.
Вегетарианскость зависит не сколько от дырности, сколько от местной религии. Если вокруг джайны, черта с два ты поешь мяса не в заведении для богатых англичан.
И вегетарианская еда чуть ли не самая вкусная, хотя я и не могу жить долго без мяса.

В Раджастане плоды нескольких видов местных пустынных колючек тушат в мангово-йогуртном соусе (у них сложное местное название, я не запомнила, в едальнях про него загоняют "а это рецепт моей бабушки"). И шафрановый ласси. И лимонно-кориандровый суп. И странная местная штука, которая у них вместо мороженого. И делают ржаные лепешки вместо обычных.
Хочу вернуться в Удайпур и Джайсалмер просто чтобы поесть этого еще раз.

В Кочине и вообще на юге все ароматизируют листьями пандана (у них такой любопытный оттенок, напоминающий молочный улун). И делают чудесные рисовые лепешки-булочки идли с кокосовым чатни (кардамон, зеленый чили, листья карри, кокос - мням), которые севернее Гокарны исчезают.
Все остальное, правда, в Кочине отвратительно - на юге мешают все виды вкусов в одно блюдо и оно, во-первых, одинаковое, во-вторых, бывают сочетания "спресованная из манной каши фиговина с имбирными цукатами и луковыми шкварками внутри" (это такой завтрак).

Где-то начиная с Гоа и дальше на север в меню появляется палак панир - сыр в богически прекрасном соусе из шпината (это сильно вкуснее чем звучит).
И джальджира - напиток из зиры смолотой с лимоном.

В Варанаси любят мёд и жареные штуки с соусом вроде карри на меду (мне это ужасно невкусно, но я больше нигде таких не видела). И любят и умеют формат, который я скорее с ЮВА ассоциирую - курица+много минимально термообработанных овощей+свежая острота. Еще говорили, что у них есть местная хорошая сыродельня.

В Мангалоре невероятной красоты сладости и хорошо готовят рыбу.

Соусы к вездесущим лепешкам тоже разные. В горных районах делают отличный из гибискуса (кажется. какие-то красные цветы).

Ужасно крутая еда при джайнистских храмах. Особенно рекомендую Ранакпур. :D

Ну и так далее.
Но свежих овощей правда не хватает - одной только veg райтой (also known as "салат дачный") и спасаться. И в туристических местах есть мода на свежевыжатые соки.
И еще фрукты обычно сезонные, а я езжу зимой, когда даже манго нет.

Но я ела либо в больших городах, либо в кафешках для дальнобоев (в которых идеальный дешевый карри и лучшая в мире масала).
И я люблю острый дал, что примиряет меня с Индией практически в любой ее точке.
И хотя не заморачивалась особо (где запах с кухни понравился и не очень грязно, туда и сворачивала), заведений нижнего ценового диапазона я избегала, поскольку индия redefines низкий уровень жизни.

И это, наверное, все еще не так круто как Тайланд и Китай, но меня неизменно радовало. Неудачную еду я нашла всего два раза в Дели.
Edited Date: 2017-08-11 03:48 pm (UTC)

согласна с комментом

Date: 2017-08-12 11:28 am (UTC)
From: (Anonymous)
Полностью согласна с предыдущим комментарием. Еда вкусная, ресторанов навалом ( вранье, что не найти) Mac Do дерьмо, везде есть Subway ( выбор для вегетарианцев и нет, кстати, как ни странно, намного вкуснее, чем в России). Короче, несмотря, что вы были там три месяца ни черта не поняли. Жила два года там. некоторые моменты вымораживают. А вообще комфорт получить можно. Обычный европейский снобизм. Ну, еще страна , тупо вас не приняла. Go to China.

Re: согласна с комментом

Date: 2017-08-14 12:32 pm (UTC)
From: [identity profile] crash.livejournal.com
Нет, макдональдс не дерьмо! Чикен махараджа мак - это прекрасно! После прилета в Дели первым делом на коннаут плэйс в мак за махараджей =) Очень пикантно! Я считаю, что это лучший бургер в макдаке что я ел в разных странах мира.

Date: 2017-08-14 12:33 pm (UTC)

Date: 2017-08-11 09:58 pm (UTC)
From: [identity profile] igor-piterskiy.livejournal.com
Хороший материал - сразу понятно, что в Индию мне не надо. Впрочем, я догадывался и раньше...

Date: 2017-08-12 06:52 am (UTC)
From: [identity profile] sergio-tyurin.livejournal.com
Тоже об этом подумал. )

Date: 2017-08-12 09:23 pm (UTC)
From: [identity profile] koshmar.livejournal.com
Хороший обзор, спасибо. Про программистов - при всем при этом они умудрились занять самые высокие позиции, включая CEO в большинстве лидирующих технологических компаний. Microsoft, Google, Oralce Finance, Symantec...

именно поэтому

Date: 2020-05-11 06:26 am (UTC)
pishu: (Default)
From: [personal profile] pishu
политический скилл выживания в организации не путайте с программированием пожалуйста

Date: 2020-05-11 10:12 am (UTC)
From: [identity profile] koshmar.livejournal.com
Согласен. Я говорю о том что недооценивать или смотреть свысока - было бы большой ошибкой.

Date: 2017-08-13 04:40 pm (UTC)
From: [identity profile] glebwiktorow.livejournal.com
Не был и не планирую, индийскую кухню обычно в Малайзии дегустировал. И храмов там полно и индусов. И сикхи где-нибудь Серембане по три раза в день кормят.

Date: 2017-08-14 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] crash.livejournal.com
Про еду в корне с вами не согласен.

Никто из моих компаньонов по путешествиям ни разу травился едой в любой индийской едальне, даже если мы ели в самом свинарнике, например, вагоне-ресторане в поезде с вагонами сэконд-слиипер, при этом кухня напоминала больше сгоревший барак, нежели ли в обычном понимании кухню или же прямо на майн-базаре в дели, однажды в 2008 мы ели прямо на станции силигури на мешках с арахисом по которым лазили крысы=). Выбирать места с едой надо просто нормально. Если уж не знаете где поесть - откройте лонлик с рекомендованными местами.

Мне на севере индии еда нравилась больше, чем на юге. по моему субъективному мнению она вкуснее, вероятно, из-за температурных условий.
Чем ближе Гималаи, тем более экзотично выглядели блюда)

Еда в Тайланде - она тоже однообразная, ели на то пошло. Ты приходишь на продуктовый рынок / едальню - том кха, том ям, том еще с чем-нибудь и пад-тай или что-то из курицы, но по факту одно и то же в разных карри фигачат.
В Китае еда тоже похожа на всё остальное, просто по-другому её делают.
В Индии просто лапшу мало едят, а больше по рису и бобовым убиваются, а в Тайланде с Китаем убиваются по всему.


Edited Date: 2017-08-14 12:34 pm (UTC)

Date: 2017-08-16 12:56 pm (UTC)
From: [identity profile] khorenyan.livejournal.com

Твой пост доказывает банальную истину о том, что Индия либо очень нравится, либо очень не нравится, но равнодушным никого не оставляет ;)

Я например очень люблю эту страну и непрочь еще раз туда сьездить.

Date: 2017-08-20 04:19 pm (UTC)
From: (Anonymous)
Вот так проедешь весь мир (я уже) и так хочется в Подмосковье просто пожить.

Date: 2020-06-18 08:26 pm (UTC)
From: (Anonymous)
В Росси тоже самое: нищета,хмурые лица и заброшенные храмы и усадьбы.Панов всех выгнали в 1917 году,частникам их на фиг не нужно восстанавливать ради туристов даже и государству.

Profile

danielzorin: (Default)
Daniel A. Zorin

March 2024

S M T W T F S
      12
3 45 6789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Most Popular Tags

Style Credit

Page generated Jul. 7th, 2025 11:22 pm
Powered by Dreamwidth Studios